2.4. Садизм, мазохизм и алголагния

JHoltmann
Сообщения: 99
Зарегистрирован: 02 мар 2010, 17:16
Пол: Мужской
Ориентация: Гетeро
Д/C-ориентация: Свитч
С/М-ориентация: Садомазохист
БД-ориентация: Топ
Город: Москва
Откуда: Москва
Контактная информация:

2.4. Садизм, мазохизм и алголагния

Сообщение JHoltmann » 13 сен 2010, 23:18

Другим распространённым видом тематических фантазий являются фантазии, связанные с получением удовольствия от причинения и получения физической боли. Если это именно фантазии, а не трансформация (зачастую, хотя и не всегда, эротизация) соответствующего пережитого опыта, то обычно такие фантазии возникают под влиянием соответствующих сцен из художественных фильмов (люди среднего возраста сразу вспомнят «Последнюю реликвию», «Неуловимые мстители», «Стрелы Робин Гуда», «Вечный зов» и прочие) или литературных произведений («Молодая гвардия», «Хождение по мукам», «История крепостного мальчика» и т.д.). Подробнее о психологии этих и других тематических фантазий мы поговорим в третьей главе книги.

Получение эмоционального, чувственного и сексуального удовольствия от причинения другому человеку физической боли не совсем удачно называется садизмом; получение такого удовольствия от получения такой боли не совсем корректно называется мазохизмом.

Термин «садизм» (появлением которого человечество обязано французскому маркизу Донасьену Альфонсу Франсуа де Саду – надо отметить, довольно одиозному и омерзительному существу) является крайне неудачным потому, что в своём основном (общеупотребительном) значении он подразумевает именно удовольствие от причинения боли другому живому существу – человеку или животному. А это, во-первых, криминал (за подобного рода деяния справедливо полагается срок в местах заключения – иногда немалый); во-вторых, редкостная мерзость (за которую по законам «уличной справедливости» нужно, как минимум, крепко бить морду). Понятное дело, прямо противоречащие и БРД, и любви к ближнему, на которых держится вся Тема.

Кстати, любопытно, что перед смертью маркиз де Сад написал завещание, в котором попросил похоронить его в лесу и насыпать на его могилу желудей, чтобы дорога к его могиле была забыта, а само имя его стёрлось из памяти людей. Значит, были на то серьёзные основания…

В тематическом же смысле садизмом называется удовольствие от причинения физической боли только такому человеку, который получает эмоциональное, чувственное, а иногда - и сексуальное удовольствие от получения физической боли. И «тематический садист» (или «БРД-шный садист») получает удовольствие не столько от причинения боли своему партнёру в соответствующем сеансе, сколько от тех «волн удовольствия», которые этот партнёр испускает во время сеанса (то есть, удовольствие от доставления удовольствия). В психологии БДСМ эти «волны» называются обраткой. Подробнее об этом мы поговорим в главе, посвящённой психологии БДСМ.

Термин «мазохизм» является не совсем корректным (даже, пожалуй, совсем некорректным) потому, что, судя по содержанию основной книги Леопольд фон Захер-Мазоха (отсюда и «мазохизм») «Венера в мехах» Захер-Мазох мазохистом-то как раз и не был. Он был сабом (термин будет подробно определён ниже), который получал удовольствие не от физической боли, а от факта подчинения женщине. Книга, надо сказать, на редкость нудная и напрочь лишена каких-либо литературных достоинств. На 150 страницах бесконечно повторяется одна и та же мысль… В общем, практически нет сомнений в том, что её успех был обусловлен исключительно скандальностью содержания в момент её публикации. Нередкое явление, к сожалению.

Поэтому гораздо корректнее употреблять вполне научные термины алголагния (в переводе с греческого – влечение к боли) и алголагник (тот, кто испытывает влечение к боли). Вместо «садиста» - активный алголагник; вместо мазохиста – пассивный алголагник. К сожалению, эти научные термины не прижились ни в российской, ни в зарубежной Теме, поэтому приходится использовать те, что есть. Отношения между алголагниками и соответствующие сеансы называются сеансами и отношениями садомазохизма (хотя гораздо правильнее их было бы называть отношениями алголагнии) или С/М-отношениями. Или просто С/М. Иногда косую черту из аббревиатуры убирают.

Верхний в С/М-отношениях называется садистом; нижний – мазохистом. Термины, мягко говоря, неудачные, но уж какие есть. Свитчи в С/М (тематики, которые получают удовольствие и от причинения, и от получения физической боли), вполне естественно называются садомазохистами. Таких, кстати, довольно много (пожалуй, даже большинство).

Ещё раз подчёркиваю, что речь может идти только о причинении физической боли – целенаправленное причинение боли эмоциональной за исключением действительно критических ситуаций и нанесение эмоциональной травмы противоречит принципам и БРД, и любви к ближнему и потому совершенно недопустимо. Весь смысл алголагнии состоит в том, что от физической боли (зачастую очень сильной и длительной) мазохист получает эмоциональный комфорт, удовольствие, радость и другие положительные эмоции. При этом физическая боль может даже излечивать ранее полученные эмоциональные травмы (об этом и других психотерапевтических аспектах БДСМ мы поговорим ниже).

Психологический механизм получения удовольствия от физической боли является довольно сложным и многоплановым. Во-первых, для многих людей боль (при правильном применении в любовных играх, разумеется) является мощным усилителем сексуального возбуждения, что существенно повышает эротическую насыщенность отношений. Здесь, конечно, нужно не переусердствовать, ибо при применении неправильном можно не только добиться обратного эффекта, но и нанести партнёру травму (возможно, серьёзную).

Как будет подробно показано ниже, физическая боль является очень эффективным расслабляющим средством. Стресс по сути представляет собой сильное и часто «застойное» возбуждение в коре головного мозга, которое представляет серьёзную угрозу здоровью человека и которое поэтому необходимо снять.

Медитация и прочие психотехники не являются достаточно сильными; транквилизаторы тоже не всегда эффективны (а их побочные эффекты зачастую таковы, что лекарство вполне может оказаться гораздо хуже болезни). Ровно то же самое можно сказать и об экстремальном спорте и развлечениях. Тем более – об алкоголе и наркотиках.

Физическая боль же сразу же «переключает внимание» головного мозга и вообще нервной системы человека на «больное место», постепенно ослабляя накопившееся застойное возбуждение и, следовательно, стресс. И, в конечном итоге, полностью снимая это состояние. Поскольку такие сеансы обычно достаточно длительные, а боль может быть весьма сильной, «пациента» обычно фиксируют (связывают), что усиливает эффект расслабления.

Кроме расслабления, физическая боль позволяет решить и другие психологические проблемы – снять депрессию (которая, по сути, является острой и/или хронической энергетической недостаточностью). Современный мир крайне энергетически и эмоционально беден (даже, пожалуй, нищ) и «высасывает» из его обитателей энергию как тот ещё вампир. Все верхние (и С/М в том числе) – поголовно энергетические доноры (почему это так – мы поговорим ниже); поэтому С/М-сеанс (как, собственно, и другие БДСМ-сеансы) является довольно эффективной формой энерготерапии. Ибо физическая боль усиливает энергообмен (и вообще при правильном применении радикально повышает эмоциональную насыщенность отношений).

В других случаях боль (например, при эротической порке или же воздействии электротока) может, наоборот, вызывать эротическое возбуждение (некоторые люди вообще так устроены, что могут возбуждаться только от физической боли, ибо у них очень высокий порог чувствительности). Нам приходилось слышать немало историй о тех и мужчинах, и женщинах, кого с помощью физической боли верхние доводили до оргазма; причём существенно более эмоционально и чувственно насыщенного, чем обычный, «ванильный» оргазм.

Есть свидетельства и о том, что длительное и сильное болевое воздействие в конце концов вводит мазохиста в состояние особого транса – так называемый сабспейс. Вопрос это сложный и даже спорный (подробнее об этом мы поговорим ниже), но свидетельств о благотворном воздействии сабспейса на психику и вообще на здоровье человека более, чем достаточно для того, чтобы относиться к нему серьёзно.

Ещё одним полезным эффектом от физической боли является снижение (или вовсе устранение) подсознательного чувства вины – увы, весьма распространённого явления. Все мы грешны; все мы достаточно регулярно совершаем поступки, мягко говоря, противоречащие этике, морали и нравственности. И у всех у нас присутствует совесть, которая… кого колет, кого грызёт, а кого – и кусает (с помощью более или менее сильного чувства вины). Поэтому у каждого из на есть потребность в облегчении и успокоении этой самой совести. А совесть требует наказания, искупления, справедливого воздаяния за совершённые проступки (на религиозном языке - епитимьи).

Некоторые психологи даже утверждают, что каждый мазохист по большому счёту движим одним только этим чувством и желанием. Мы не согласны с этой точкой зрения но, тем не менее, такое, как говорится, имеет место быть.

С/М-сеанс, таким образом, превращается в наказание болью, что позволяет снять (или, по крайней мере, существенно ослабить) это чувство вины, что оказывает благотворное влияние на психологическое и эмоциональное состояние человека.

С/М-сеансы могут приносить и медицинскую пользу, позволяя избавляться и от навязчивых идей, и даже от зависимостей. Так, например, новосибирский врач доктор наук Сергей Владимировича Сперанский (автор книги Поркотерапия) уже много лет успешно лечит с помощью порки розгами («розготерапии») не только тяжёлые и уже клинические депрессии, но и алкоголизм и даже наркоманию. А также помогает максимально быстро восстановиться после перенесённого инфаркта или инсульта. Хотя, наверное, более правильным было бы назвать этот метод лечения алготерапией (лечением болью).

А вообще первый трактат об алготерапии датирован 1699 (!) годом.

Людям религиозным (особенно христианам) полезно узнать о том, что физическая боль с самого возникновения христианства активно использовалась и монахами, и священниками, и мирянами в духовной борьбе со всевозможными демоническими наваждениями и искушениями (по сути, теми же зависимостями, навязчивыми идеями и подобными состояниями). Весьма внушителен список христианских святых, регулярно подвергавших себя самобичеванию носивших власяницу – зело колючую грубую рубаху из конского волоса или верблюжьей шерсти.

Да и в наше время власяницу носил Папа Римский Павел VI, находившийся на Святом престоле с 1963 по 1978 год; а его преемник – папа Иоанн Павел II регулярно бичевал себя собственным ремнём. До самого недавнего времени регулярные (еженедельные) самобичевания были обязательным требованиям к членам католической организации Opus Dei (в реальности не имеющей ничего общего с той карикатурой, которую изобразил Дэн Браун в своём бестселлере Код да Винчи). Как и периодическое ношение вериг – серебряной цепочки с острыми шипами, которая обматывается вокруг бедра. Впрочем, самобичевание и вериги практикуют далеко не только члены Opus Dei…

Физиологический механизм алголагнии довольно прост (хотя, как говорится, есть нюансы). - Вследствие болевых воздействий и сопутствующих им эмоциональных переживаний, деятельность коры головного мозга нижнего затормаживается, а в его (или её) кровь выбрасывается большое количество эндорфинов. Субъективно действие эндорфинов проявляется в ощущении восторга, радости, счастья и тому подобных ощущений – вплоть до потери чувства времени и реальности.
Если бы я не был жестоким, я бы не выжил. Если бы я не был человечным, я бы не заслуживал жизни.

Вернуться в «Книга он-лайн JHoltmann»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей

Двойное Дно : Disclaimer