Японская семья

Модератор: Дядюшка_Шу

Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Японская семья

Сообщение Дядюшка_Шу » 23 окт 2010, 21:07

<...> Японская семья, как и древнегреческая или древнеримская, была религиозным объединением в самом строгом смысле слова; религиозным объединением остается она и по сей день. В основе ее организации лежат требования культа предков; доктрина почитания родителей, правда, была заимствована японцами у китайцев довольно поздно, но в самом Китае эта доктрина выросла из требований более древней религии, похожей на японскую. Естественно было бы ожидать, что в устройстве, законах, обычаях японской семьи окажется много общего с устройством и традициями древнеарийского семейного уклада, ибо законы эволюции обществ допускают лишь незначительные исключения. И действительно, некоторые общие моменты бросаются в глаза. Материал для серьезного сравнительного исследования еще
не собран, о предшествующих этапах развития японской семьи известно далеко не все. Но в общем и целом между семейными структурами древней Европы и семейными структурами Дальнего Востока имеется очевидное сходство.
И в раннеевропейской, и в древнеяпонской цивилизациях считалось, что благосостояние семьи зависит от аккуратного выполнения требований культа предков. Жизнь японской семьи в значительной степени определяется этим убеждением и сегодня. Здесь по-прежнему думают, что благополучие дома впрямую связано с отправлением его домашнего культа и что самое страшное из бедствий—умереть без наследника мужского пола, который совершал бы ритуалы и приносил жертвоприношения. Греки и римляне архаического периода видели сыновний долг прежде всего в том, чтобы заботиться о продолжении семейного культа в веках, и потому безбрачие было, в общем, запрещено: если где-нибудь вступление в брак и не вменялось в обязанность законодательством, то диктовалось общим мнением. В старой Японии женитьба также была, как правило, обязательна для наследника мужского пола,
и если безбрачие не запрещалось законом, то осуждалось обычаем. Для младшего сына смерть без наследника была всего лишь личным несчастьем, но для старшего сына, которому предстояло унаследовать главенство в семье, умереть без наследников мужского пола означало совершить преступление против предков, ибо в таком случае культу угрожало угасание. Оправдать бездетность не могли никакие обстоятельства, и закон, так же как у ранних европейцев, предусматривал здесь массу возможностей для предотвращения такого ужасного исхода. Если жена оказывалась бесплодной, с ней можно было развестись. Если по каким-либо причинам развод был нежелателен, можно было взять наложницу, чтобы она родила сына. Более того, глава семьи мог усыновить постороннего юношу и объявить его наследником. Если сын оказывался недостойным, его лишали права на наследство и усыновляли вместо него другого человека. Наконец, если у мужчины не было сыновей, а были только дочери, преемственность и непрерывность культа могла быть обеспечена передачей прав наследования мужу старшей дочери.
Но дочери, как и в древней европейской семье, на- следовать не могли: преемственность шла по мужской линий, и необходимо было иметь наследника мужского пола. Согласно представлениям древних японцев, как и древних греков и римлян, дарителем жизни был отец, а не мать; творческое начало исходило от мужчины; отправление культа было обязанностью мужчины, а не женщины. Женщина соблюдала культ, но не могла отправлять его. Вдобавок дочери, которым, как правило, предстояло быть отданными замуж в другие семьи, имели к домашнему культу своих родителей лишь временное отношение. Требовалось, чтобы религией жены была религия ее мужа, и японка, как и гречанка, входя в качестве жены в новую семью, в обязательном порядке становилась последовательницей культа этой семьи. В первую очередь именно поэтому женщины в патриархальной семье не равны мужчинам. Сестра не может стоять на одной ступени с братом. Правда, дочь в японской семье, как и в греческой, могла оставаться в своей родной семье и после замужества—при условии, что ее муж входил в ее семью на правах усыновленного наследника. Но даже и в этом случае она могла лишь соблюдать культ, а отправлять его обязан был ее принятый в семью муж.
<...> Прежде чем рассматривать вопросы брака и усыновления в Японии, придется кое-что сказать о том, как была устроена семья в древности. Древняя японская семья именовалась удзи — некоторые считают, что это слово первоначально обозначало то же самое, что современный термин ути, то есть «дом» или «внутреннее пространство», но уже с очень давних времен употреблялось и в смысле «имя», особенно «имя рода». <...> С приходом оседлой цивилизации эти крупные группы с неизбежностью дробились на более мелкие единицы,, но предельно мелкая единица сохраняла свою изначальную организацию. Даже современная японская семья частично сохраняет эту организацию. Имеется в виду не просто дом — это скорее напоминает то, во что превратилась греческая и римская семья после распада рода. У нас семья разложилась: когда мы говорим о семье человека, мы имеем в виду его жену и детей. Но японская семья по-прежнему остается большой группой. Поскольку .браки здесь ранние, такая семья, даже если речь идет только об одном доме, может состоять из прадедушки и прабабушки, дедушек и бабушек, родителей и детей — сыновей и дочерей нескольких поколений; однако она обычно выходит далеко за пределы одного дома. В давние времена она могла составлять все население целой деревни или небольшого города; в Японии до сих пор встречаются общины, все члены которых носят одну и ту же фамилию. В некоторых местностях прежде существовал обычай по возможности оставлять всех детей в родной семейной группе, для чего всем дочерям подыскивали приемных мужей. Такая группа могла состоять из шестидесяти и более лиц, живущих под одной крышей; соответственно строились и дома, расширяясь по мере необходимости. <...>
Со временем святилище, где обитает дух предка преобразовалось в нынешний синтоистский храм, а сам дух превратился в местное охранительное божество, современное наименование которого, удзигами, есть всего лишь сокращенная форма древнего титула удзи-но-ками, т. е. "рода 6ор". В то же время, наряду с общинным культом, каждый отдельный дом соблюдал особый культ своих собственных умерших. Эта религиозная ситуация сохраняется и теперь. Семья может состоять из нескольких домов, и в каждом доме поддерживается свой культ предков. Семейная группа, велика она или мала, сохраняет свои древние порядки и характер; это по сей день религиозное общество, вменяющее в обязанность всем своим членам подчиняться традиции.
Из всего сказанного нетрудно понять, каковы в этом обществе обычаи, регулирующие брак и усыновление в свете семейной иерархии. Но сначала несколько слов об этой иерархии и о том, какова она сегодня. Теоретически власть главы дома, как и прежде, является верховной. Главе семьи должны подчиняться все. Далее, лица женского пола подчиняются лицам мужского пола — в частности, жены мужьям,: а младшие члены семьи подчиняются старшим. Дети обязаны не только слушаться родителей и деда с бабкой, но и соблюдать отношения подчинения между собой: младший брат подчиняется старшему, младшая сестра старшей. Правила подчинения реализуются мягко и принимаются с готовностью, но охватывают даже мелочи: например, за столом старшему сыну подают еду первым, следующему по старшинству — вторым, и так далее — исключение делается только для маленького ребенка, который не обязан ждать. Этот обычай породил забавное выражение, которым в шутку обозначают второго сына: хиямэси-сан, «братец Стылый Рис». Второму сыну приходится ждать, пока обслужат и маленьких, и больших, поэтому рис доходит до него не всегда таким горячим, как хотелось бы... По закону в семье может быть только один глава. Это либо дед, либо отец, либо старший сын; чаще всего главой бывает именно старший сын, поскольку, по обычаю китайского происхождения, старики обычно уступают ему главенство, как только он оказывается в состоянии взять на себя ответственность за дела.
Подчинение младших старшим и женщин мужчинам — да и весь порядок в нынешней семье — позволяет составить некоторое представление о том, как обстояло дело в семье патриархальной, где, вероятно, порядки были строже, а глава был одновременно и правителем, и жрецом, обладая почти неограниченной властью. Семейное устройство было (и во многом остается) религиозным: брачные узы сами по себе еще не составляли семьи, и отношение чьего-либо отца или матери к дому зависело от его или ее отношения к семье как религиозному целому. По сей день девушка, пришедшая в дом в качестве невестки, рассматривается всего лишь как приемный ребенок: брак означает удочерение. <...> Аналогичным образом и по тем же причинам молодой человек, принятый в семью в качестве мужа одной из дочерей, имеет всего лишь статус приемного сына. Невестка или зять полностью подчинены старшим в семье и могут быть изгнаны по их решению. Что касается принятого в семью зятя, то его положение крайне сложно и уязвимо, как о том свидетельствует старая японская пословица: «Если есть у тебя хоть три чашки рисовых отрубей, не ходи в примаки».
Иакову не приходится ждать Рахили: он дается Рахили по требованию, и тут-то и начинается его служение. Причем после дважды семи лет служения Иакова могут выгнать. И дети его в этом случае будут принадлежать не ему, а семье. Его вхождение в семью не обязательно диктуется сердечной привязанностью, его изгнание из семьи не обязательно объясняется недолжным поведением. Все решают семейные интересы: как бы дело Ни оформлялось по .закону, определяющую роль играет благополучие дома и преемственность его культа.
Не следует забывать, что, хотя в прежние времена зять или невестка могли быть изгнаны из дома почти по произволу, вопрос брака в древней японской семье был вопросом религиозного значения — брак рассматривался как одно из главных проявлений сыновней почтительности.
Судя по всему, обряды бракосочетания развивались в Японии в основном по китайскому образцу, а в китайской патриархальной семье брачный обряд носит религиозный характер не в меньшей степени, чем в архаической Греции или Риме. И хотя связь японских брачных обрядов с религиозным культом менее заметна, она становится достаточно очевидной при внимательном рассмотрении. Обряд, состоящий в том, что жених и невеста поочередно отпивают рисового вина из одних и тех же сосудов, в некотором смысле напоминает римское confarreatio 1. Посредством ритуала бракосочетания невеста приобщается к семейному культу семьи жениха. Ее принимают в семью не только живущие, но и умершие; отныне она должна почитать предков своего мужа как своих собственных; и если в семье не окажется никого старше ее, она должна будет приносить предкам жертвоприношения в качестве представительницы мужа. С культом своей родной семьи она теперь не имеет ничего общего, и это расторжение религиозных уз подчеркивается похоронными ритуалами, которые отправляются ее родными после ее отбытия в новую семью — торжественным подметанием комнат и зажиганием погребального костра перед воротами дома.
Коль скоро повсеместно установился домашний культ предков, то вопрос о браке, этой важнейшей обязанности по отношению к родителям, не мог оставляться на усмотрение самих молодых людей. Этот вопрос надлежало решать родителям, а не детям, поскольку невозможно было допустить, чтобы личные симпатии последних пришли в противоречие с требованиями религии дома. Речь шла не о сердечной склонности, а о религиозном долге; думать иначе было неблагочестиво. Привязанность могла возникнуть (и полагалось, чтобы она возникала) на основе брачного отношения. Но любая привязанность, способная поставить под угрозу спаянность семьи, подлежала осуждению. Поэтому жену могли развести с мужем, если муж испытывал к ней слишком сильное чувство; приемного зятя могли развести с дочерью, если она любила его настолько, что это давало ему возможность чересчур заметно на нее влиять. Формально для развода в обоих случаях скорее всего потребовались бы какие-нибудь другие причины — но найти их было нетрудно.
Будучи разведена, женщина теряла все права на своих детей: они принадлежали семье мужа. В любом случае ее обязанности как жены были более обременительны, чем у наемной служанки. Только в старости она могла рассчитывать приобрести некоторую власть; но даже в старости она находилась под покровительством — она была под покровительством всю свою жизнь. «Нет у женщины своего дома ни в одном из Трех Миров» 2,— гласит старая японская пословица. Не могло у нее быть и своего культа — для женщин семьи не имелось никакого особого ритуала поклонения предкам, отличного от ритуала мужчин. И чем выше был ранг семьи, в которую она входила благодаря замужеству, тем тяжелее было ее положение. Для женщины аристократического сословия не существовало никакой свободы: она даже не могла выйти за ворота собственного дома иначе как в каго (паланкине) или под эскортом; а ее жизнь как жены чаще всего омрачалась присутствием в доме наложниц.
Такова была патриархальная семья в старой Японии. И все же весьма вероятно, что дело обстояло лучше, чем можно предположить исходя из законов и обычаев. Японский народ весел и дружелюбен; и уже много столетий назад он открыл множество способов сглаживать трудности жизни и умерять неумолимость обычая и закона. Огромная власть главы семьи, надо полагать, не часто употреблялась с жестокостью. Закон предоставлял ему права самого устрашающего свойства, но они были необходимы в силу лежащей на нем ответственности и вряд ли могли бы использоваться вопреки мнению общины. Не следует забывать, что в те времена закон не интересовался индивидом, признавалась лишь семья, и глава семьи существовал в глазах закона только как ее представитель. Если он совершал ошибку, наказанию за нее подлежала вся семья. Более того, всякое крайнее проявление его власти влекло за собой такую же меру ответственности. Он мог развестись со своей женой
или заставить сына развестись с невесткой, но в любом случае ему пришлось бы давать отчет родственникам разведенной женщины, и таким образом право на развод, особенно в самурайском сословии, сильно ограничивалось боязнью межсемейного конфликта, ибо несправедливое изгнание жены воспринималось как оскорбление ее родных. Он мог лишить наследства своего единственного сына; но в таком случае от него требовалось усыновить кого-либо из более дальних родственников. Он мог убить или продать сына или дочь; но если только он не принадлежал к какому-либо из отверженных сословий, ему пришлось бы оправдывать свои действия перед общиной. <...> Он мог неразумно распорядиться семейным имуществом; но тогда на его действия можно было подать жалобу общинной власти, и жалоба могла привести к его отстранению от главенства.
Насколько мы в состоянии судить по изученным фрагментам старых японских законов, глава семьи, как правило, не имел права продавать или передавать другим лицам вверенное ему недвижимое имущество. Семейное правление было деспотичным, но это было правление деспотии, а не деспота, где глава семьи применял свою власть лишь от имени всех остальных. В этом смысле японская семья и в наши дни остается деспотией, но власть ее формального главы теперь ограничивается как изнутри, так и извне позднейшим обычаем. Акты усыновления, лишения наследства, брака и развода совершаются обычно на основе общего согласия, и любое важное решение, ущемляющее интересы индивида, принимается всем домом и семейством.
Разумеется, старые семейные порядки имели свои преимущества, во многом возмещавшие индивиду неудобства его подчиненного состояния. Это было общество взаимной помощи; его возможности помочь были не меньше, чем возможности принудить. Каждый член его мог чем-то помочь другому в случае нужды, и каждый мог рассчитывать на поддержку всех. Так обстоит дело в семье и теперь. В хорошо поставленном семейном укладе, где все совершается по старинным правилам учтивости и любезности, где не произносится ни единого резкого слова, где младшие смотрят на старших с любящим почтением, где пожилые, которым годы не позволяют более трудиться в полную силу, посвящают себя заботе о малолетних и оказывают неоценимые услуги в деле обучения и воспитания,— в таком укладе осуществлен идеал. Повседневный быт такого дома — где каждый прилагает старания, чтобы сделать жизнь как можно более радостной для всех, где объединяющие узы есть на деле узы любви и благодарности — являет собой религию в лучшем и чистейшем смысле, и дом этот — место святое...

Лафкадио Хэрн (с)
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)

Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Re: Японская семья

Сообщение Дядюшка_Шу » 23 окт 2010, 21:19

Японская система иэ

Японское слово иэ традиционно имеет разные значения: 1) здание, которое используется как жилье; 2) семья, домочадцы или домашнее хозяйство; 3) группа, состоящая из членов семьи, определяемых в соответствии с Древним гражданским кодексом Японии; 4) семейная линия (род), которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем. Холл и Бирдсли (Hall и Beardsley, 1965, с. 78) определяют из как «патриархальный клан, сеть домочадцев, семейств, связанных родственными узами через своих предков; из включает основные (жилые) и вспомогательные (хозяйственные) постройки, передающиеся из поколения в поколение». Хотя и существовали различия в хозяйственно-семейном укладе (системе иэ) у разных классов, в разных местностях и в разные исторические отрезки времени, система из оказала огромное влияние на японское общество и формирование семейных традиций японцев. Говорят, что устои системы иэ ослабли после Второй мировой войны в результате пересмотра гражданского кодекса, увеличения числа малых, нуклеарных семей и роста приверженцев индивидуализма в японском обществе. Но иэ еще сохраняет свои позиции во многих семьях по всей Японии как давнишний обычай или как моральная ценность с уменьшающимся, но все еще значительным общественным влиянием.


Истоки системы иэ

Основы формирования семейного уклада иэ следует искать в поклонении предкам. Для большинства японцев, за исключением императора и аристократов, происхождение и имена их предков обычно были неизвестны. Тем не менее все домашние кланы (семьи) имели предков, которым они поклонялись. Эти предки воспринимались как обобщающий образ всех прародителей, возглавлявших фамильную династию со времени основания иэ (Такэда, 1981, с. 7). К тому же существовала вера, что предки после смерти становятся хотокэ (Будда), так как, по буддийскому учению, хотокэ представляет собой высшую форму существования, достигшую стадии духовного просветления. Поэтому под влиянием синтоизма и буддизма культ предков в системе иэ стал абсолютным.

При таком семейном укладе люди поклоняются своим предкам, так как верят, что прародители заложили основу для существования их иэ, наблюдают за семьей и обеспечивают ее благополучие. Считалось, что если кто-либо не гордится своими предками, он будет проклят. Даже в наши дни в домах японцев имеется буцудан (домашний алтарь) для вознесения благодарности покровителям иэ, и члены семьи (все домашние) строго соблюдают обязанности по уходу за могилами предков и периодически навещают их, например в летний праздник Бон, или О-бон (День поминовения усопших.).

Хозяйственно-семейный уклад – система иэ

Патриархат — одна из главных отличительных особенностей системы иэ. Глава дома (обычно это старший мужчина в семье) распоряжается всеми действиями домочадцев и обладает абсолютной властью контролировать все происходящее в семье. Например, его согласие необходимо, когда члены семьи женятся или выходят замуж»

И они обязаны почтительно подчиняться его решениям. Японцев с самого детства приучали к этой системе и пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное отношение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Например, его еда должна была быть сытнее, его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Вдобавок глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть. Однако, как указывает Кавасима (2000, с. 156), эти элементы патриархата в системе иэ были значительно сильнее в семьях самураев, чем у крестьян и ремесленников.

Преемственность (непрерывность) семейного клана была чрезвычайно важна в системе иэ. Сознание того, что все члены семьи принадлежат к одному роду, делало их сплоченными, нацеленными на сотрудничество и укрепление своего иэ. В особенности это относилось к самураям, дорожившим кровным родством с главой своего рода. Поэтому самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной; одной из главных обязанностей жены было родить сына — наследника и продолжателя рода. Для статуса самурая имело большое значение наличие и количество известных предков в роду.

Положение женщин в системе иэ было невысоким, так как считалось, что они — существа низшего порядка по сравнению с мужчинами. Даже успешно выйдя замуж, женщины не обретали прочного положения, так как их могли отослать обратно в родительский дом по любому поводу. Жены должны были приспосабливаться к обычаям иэ в семье мужа и усердно трудиться, чтобы угодить его родителям. Но самое важное — они должны были рожать детей, и, если жены не справлялись с этими обязанностями, их часто принуждали к разводу. Систему иэ характеризует и нацеленность на будущее: обязанность всех членов семьи — обеспечить непрерывность семейной родословной. Для этого семейному клану требовался наследник, и одним из способов заполучить его было усыновление. Поэтому, хотя происхождение играло очень важную роль, продолжение семейной линии считалось еще более важным, и японцы обязаны были сохранять ее даже если родословная обрывалась. Согласно Кавасима (там же, с. 37), японская система усыновления преследовала две главные цели: 1) получить наследника для передачи собственности на землю и имущество рода и 2) обеспечить исполнение соответствующих обрядов для ублажения прародителей семейного клана. Таким образом, хотя усыновление в большинстве стран обычно касается детей, потерявших своих родителей, оно имеет отличительные особенности в Японии. В эпоху Эдо, например, усыновление считалось эффективным способом получить наследника. В те времена супруги были вынуждены ограничивать число детей, так как наличие большого числа потомков могло угрожать самому существованию иэ, истощая ресурсы семьи без какого-либо возмещения в настоящем и будущем. Тогда родителям было очень трудно планировать количество детей, да и смертность была высокой. Поэтому усыновление считалось важным средством продолжения иэ.

Усыновление... долгое время рассматривалось в Японии как альтернативный путь получения наследника, и поэтому семья могла ограничивать число детей без риска оборвать родословную своего клана. Если в иэ не было мальчиков, мог быть усыновлен муж дочери. Если не было никого в живых для усыновления, могли усыновить чужих девочку или мальчика для продолжения рода (Hanley, 1997, с. 138-139).
Иэ и классовая структура общества

Поскольку на формирование домашнего уклада (системы иэ) самураев сильно повлияли конфуцианские идеи, ему были присущи строгие официальные признаки, сложившиеся под воздействием долгой истории и традиций. Патриархат неукоснительно соблюдался, глава дома (клана, рода, семьи) имел огромную власть, и ему добровольно подчинялись все другие члены семьи, считавшие его главенство священным и безусловным (Кавасима, 2000, с. 15). Для самурайского иэ также было характерно уделять большое значение продолжению рода и прославлению и возвышению своего дома (иэ). Самураи всегда знали свое происхождение и имена предков и гордились своей семейной историей, которая передавалась из поколения в поколение. Прерывание родословной считалось позором для семьи и преступлением в отношении предков — поэтому самурай должен был поддерживать славу и достоинство своего иэ, имеющего долгую историю. Выражения типа «во благо иэ» и «позор до последнего поколения иэ» отражают типичное мышление самураев.

С другой стороны, крестьянские семьи занимались производством конкретной продукции, и все члены семьи выполняли какую-то часть общей работы в соответствии со своими способностями. Поэтому чисто экономически для крестьян было трудно содержать неработающих членов семьи - каждый должен был трудиться вместе с другими, чтобы выжить. Все члены семьи занимали положение в иэ соответственно значению выполняемой ими работы. Поэтому какая-то часть власти не сосредоточивалась у главы рода, но как бы разделялась между другими домочадцами. К тому же, хотя власть главы рода и была наиболее сильной, но она не носила характера деспотии в силу свободной, теплой и дружеской атмосферы, существовавшей в крестьянских семьях (там же, с. 13). Как утверждает Хэнли (Hanley, 1999, с. 138), «дом или семейный уклад, получившие развитие в период Токугава, являлись по существу корпоративным целым; это была экономическая единица, единица продукции, которая была существенной частью сообщества».


Иэ и брачное право

Часть гражданского кодекса — брачное право — было принято в 1898 году и действовало еще и после Второй мировой войны. В нем содержались многие статьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывших самураев в качестве образца семейного уклада, поскольку именно самураи стали бюрократами в эпоху Мэйдзи. Поэтому, хотя брачное право включало положения, которые не совсем устраивали простых людей, оно оказало большое влияние на японский семейный уклад (иэ) в части формирования моральных устоев и мировоззрения (Кавасима, 2000, с. 174).

Во-первых, согласно семейному законодательству (брачному праву), глава семейного клана (дома) наделялся законной властью над остальными членами семьи. Он мог решать вопросы бракосочетания, развода и усыновления (удочерения) в свой семье и мог также награждать участком или домом своих домочадцев (там же, с. 172). Глава иэ имел право исключать членов семьи из семейного регистра в случаях неповиновения его распоряжениям. То есть в брачном законодательстве в деталях были расписаны права главы дома.

Во-вторых, закон позволял родителям контролировать жизнь своих детей — последние нуждались в родительском согласии, когда сочетались браком, разводились, участвовали в усыновлении, занимались бизнесом. Родители могли выбирать, где жить их детям, распоряжаться состоянием своих детей и их жен. После Второй мировой войны старый гражданский кодекс был переработан и система иэ аннулирована. Таким образом, власть главы семьи утратила свою легитимную базу. Действующий в наши дни гражданский кодекс наделяет мужа и жену равными правами; для бракосочетания и развода теперь необходимо лишь согласие обоих партнеров, наследство также делится поровну. Семейный регистр также был пересмотрен с учетом изменений в индивидуальных правах. Новая редакция гражданского кодекса способствовала исчезновению старинной системы семейного уклада (иэ) в современной Японии.
Заключение

В последние десятилетия японцы усердно работали по созданию условий для грандиозного экономического роста страны, в процессе которого изменилась структура индустрии, и много молодых людей подалось из сельской местности в города. В результате видоизменилась и японская семья, катастрофически выросло число малых семей (с одним-двумя детьми).

Система иэ все еще оказывает влияние на японское общество, но ее значение в большой степени утеряно в молодом поколении. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 1997), 44% респондентов считают, что молодожены должны носить одну фамилию, 33% полагают допустимым оставаться с разными фамилиями. Это показывает, что убежденность в необходимости для жены уходить в иэ своего мужа разделяют меньше половины молодых японцев. Хотя брак обычно заключается между членами разных иэ, сейчас он чаще рассматривается как дело самих молодоженов, а не их семей. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 2000), 51% респондентов считают, что отношение к мужчинам в семье должно быть более уважительным, чем к женщинам; 40% думают, что относиться к мужчинам и женщинам надо одинаково. Последняя цифра иллюстрирует сильное ослабление позиций патриархата в японской семье. С другой стороны, женщины стараются удержать старших сыновей от женитьбы, считая, что они должны заботиться о своих родителях согласно жестким предписаниям иэ. Такая позиция говорит о том, что традиционное мышление все еще сильно в Японии, но также совершенно ясно и то, что основы японской семьи в наше время сместились от коллективистских устоев иэ в сторону индивидуализма.

Литература:
Hall J., Beardsley R. Twelve doors to Japan. New York: Mcgraw-Hill Book Company, 1965.
Hanky S. Everyday things in premodern Japan. London: University of California Press, 1997.
Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the family law (online), www8.cao.go.jp/survey/shakaiishiki-h10.html. (1997)
Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the society where men and women participate equally (online), www8.cao.go.jp/survey/danjyo/y-index.html. (2000)
На японском языке:
Кавасима Т. Нихон сякай но кадзокутэкикосэй (Японское общество и семья). Токио: Иванамисётэн, 2000.
Такэда Т. Нихон но иэ (Японский дом). Токио: Кокусёкан-кокай,1981.

По материалам издания «Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры» / ред. Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэно; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. - М.: АСТ: Астрель, 2006. ISBN 5-17-034730-8 или ISBN 5-271-10505-9.
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)


Вернуться в «Чайный домик Дядюшки Шу»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

Двойное Дно : Disclaimer