О понимании (Психология)

Модератор: Князь

Аватара пользователя
Князь
Сообщения: 3936
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 14:01
Пол: Мужской
Ориентация: Гетeро
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Садист
БД-ориентация: Топ
Город: Комсомольск-на-Амуре
Откуда: Комсомольск-на-Амуре
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 160 раз

О понимании (Психология)

Сообщение Князь » 19 дек 2016, 13:43

О понимании

Интересные мысли

Духовные учителя Запада и Востока доводили знания до учеников и адептов принципиально разными методами.
На Западе принято давать прямым текстом, убеждать, главное – логически доказывать. В Средние века была создана схоластика, наука, целью которой являлось логическое обоснование догматов христианства. К примеру, один из ее создателей, Фома Аквинский сформулилировал пять доказательств существования бога. В результате западных методов ученику, казалось бы, не оставалось другого, кроме того, как принять знания, поверить в них. Главное в этом – это были знания, принесенные в сознание ученика извне.
На Востоке ничего не доказывалось. Наиболее выражены восточные методы в дзен-буддизме. Здесь ничего не утверждается прямым текстом, тем более не доказывается. Используются намеки. афоризмы, иносказания, притчи. Цель – помочь ученику прийти к истине самостоятельно. Именно такие знания ценились, в отличие от Запада, на Востоке. Понимание истины в результате западных методов зачастую было лишь пониманием на уровне слов, не доходящим до глубин подсознания. Понимание же, возникшее в сознании ученика самостоятельно, естественно, было полным.
Примером может послужить приводимая ниже дзен-буддистская «Сутра о понимании». Представляет собой диалог между учителем Зурати и учеником Вибхути, пытающимся разобраться, что такое «понимание», и задающим вопросы учителю.

Сутра о понимании

Вибхути спросил – "Может ли понимать тот, который не говорит?"
Зурати ответил – "Да, тот поистине понимает".
Вибхути. – "Продолжает ли понимать тот, кто говорит?"
Зурати. – "Нет его понимание кончилось".
Вибхути. – "Можно ли каким-либо образом говорить, понимая?"
Зурати. – "Да, можно говорить, не говоря".
Вибхути. – Что тогда происходит с пониманием?"
Зурати. – "Поток всё ещё тут".
Вибхути. – "Но что с потоком?"
Зурати. – "Поток уже не поток, состояние уже не состояние".
Вибхути. – "Может ли состояние остаться неизменным?"
Зурати. – "Нет, не может. Тогда оно уже не состояние".
Вибхути. – "Может ли поток остаться потоком?"
Зурати. – "Да, может. Но это уже другой поток и другое состояние".
Вибхути. – "Можно ли говорить с пониманием?"
Зурати. – "Говорящий уже не понимает".
Вибхути. – "Но что же можно сказать?"
Зурати. – "Лишь то, что понимаешь".
Вибхути. – "Можно ли говорить, говоря?"
Зурати. – "Можно, но без понимания".
Вибхути. – "Можно ли понимать, понимая?"
Зурати. – "Это означает не понимать".
Вибхути. – "Как же можно понимать?"
Зурати. – "Не понимая и не говоря".
Вибхути. – "Можно ли понимать, не говоря и не понимая?"
Зурати. – "Это означает не понимать".
Вибхути. – "Как же можно понимать?"
Зурати. – "Не понимая и не непонимая. Не говоря и не неговоря".
Вибхути. – "Но что тогда понимается?"
Зурати. – "Ничто не понимается и ничего не мешает пониманию".
Вибхути. – "Может ли тогда что-нибудь мешать пониманию, если ничего не понимается и ничего не непонимается?"
Зурати. – "Тогда может мешать то, что понимается".
Вибхути. – "Но как сделать, чтобы ничего не помешало пониманию?"
Зурати. – "Ничего не делать".
Вибхути. – "Что же тогда будет с пониманием?"
Зypати. – "Оно останется самим собой".
Вибхyти. – "Hо можно ли это понять?"
Зypати. – "Тот, кто стpемится к этомy, – не понимает. Понимающий – не стpемится".
Вибхyти. – "Сyществyет ли чистое понимание?"
Зypати. – "Пока оно есть, его нет".
Вибхyти. – "Hо есть ли польза от этого комy-либо?"
Зypати. – "Ищyщий пользy – не понимает".
Вибхyти. – "Hо что имеет тот, кто понимает?"
Зypати. – "Понимание".
Вибхyти. – "Означает ли это, что оно самоценно, как таковое?"
Зypати. – "Ищyщий ценность – не понимает".
Вибхyти. – "Как долго может длиться понимание?"
Зypати. – "Пока оно длится – его нет".
Вибхyти. – "Hасколько шиpоко и всеобъемлюще может быть понимание?"
Зypати. – "Пока оно что-то объемлет – его нет".
Вибхyти. – "Hо в чём же его сyщность?"
Зypати. – "Hе понявший не поймёт".
Вибхyти. – "Значит ли, что она не познаваема?"
Зypати. – "Пока есть сyщность, нет понимания".
Вибхyти. – "Разве y него нет сyщности?"
Зypати. – "Сyщность внyтpи".
Вибхyти. – "Значит вошедший во внyтpь ею овладеет?"
Зypати. – "Владеющий сyщностью не владеет ничем".
Вибхyти. – "Hо если он внyтpи понимания, значит он всё-таки ещё понимает?"
Зypати. – "Hаходящийся внyтpи – не находится внyтpи".
Вибхyти. – "Hо как же тогда понять, где ты находишься?"
Зypати. – "Пеpестать понимать".
Вибхyти. – "И тогда окажешься внyтpи?"
Зypати. – "Везде и нигде".
Вибхyти. – "Значит ли это pаствоpить свою сyщность в вечности и бесконечности?"
Зypати. – "Раствоpяющий – не pаствоpяет".
Вибхyти. – "Hо где же тогда понимать?"
Зypати. – "В абсолютном настоящем".

Интересно, что последний ответ Зурати полностью соответствует идеям, высказываемым современным западным мыслителем Экхартом Толле, в частности, в его книге «Сила момента «Сейчас».
(c)
Люби свою веру, но не осуждай другие.

Вернуться в «"Д(умы) А(нализ) Р(азмышления) от Князя"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя

Двойное Дно : Disclaimer