Об исторических корнях БДСМ (часть 2)

Holtmann
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 02 апр 2009, 01:43

Об исторических корнях БДСМ (часть 2)

Сообщение Holtmann » 04 апр 2009, 23:35

Теперь нарушим немного «последовательность анализа аббревиатуры» и перейдём к С/М-практикам. В первую очередь, разумеется, к флагелляции (см. приведённую в части 1 статистику). Корни которой (во всяком случае, на Западе) – в религиозных практиках самофлагелляции (сначала языческих, затем, разумеется, христианских, точнее, католических – впрочем, в то время это было одно и то же).

Начать, наверное, нужно с того, что самобичевание не было христианским изобретением. Они эту практику позаимствовали. Причём не у иудеев. Иудеям такое даже в голову не приходило, ибо их религия для этого слишком посюсторонняя и практичная. Себялюбивая (причём вовсе не обязательно в таком уж плохом смысле этого слова). Мусульмане (точнее, шииты) действительно практикуют самобичевание. Позаимствовав его у христиан. А христиане позаимствовали эту практику у языческих народов Средиземноморья, в первую очередь, у фригийцев.

Это народ, населявший Фригию - одну из внутренних областей на западе Малой Азии. Сейчас это срединная часть Турции. О фригийцах известно не так уж и много; мы знаем только, что одним из их местных богов был Аттис (или Атис) – по преданию, юноша необычайной красоты, который, помимо прочих «достижений», учредил мистерии. Точнее, оргии. Одним из важных элементов которых была как раз самофлагелляция. Конечно, же отнюдь не духовная, а практически наверняка эротическая. Поэтому этот персонаж вполне может считаться основателем эротической флагелляции. Хотя надо отметить, что жрецы его культа использовали самобичевание в религиозных целях, вкупе с, как ни странно, исповедью и отпущением грехов.

Христианство – в первую очередь, католичество и православие – вообще очень многое позаимствовало у язычников. Приспособив, естественно, к своим духовным потребностям. Если внимательно посмотреть на многие православные праздники и ритуалы, то можно очень легко обнаружить их языческие корни. Например, ритуал православной литургии и католической Святой Мессы во многом скопирован с имперских государственных ритуалов Рима (западных в католичестве и восточных в православии). Вплоть до одежды и некоторых предметов культа.

Самобичевание у христианских монахов (это почти исключительно монашеская практика, за исключением кратких периодов массовой истерии в Италии, Испании и Франции) преследовало, в основном, две цели, первую из которых Церковь никак не может одобрить (сообщества флагеллянтов периодически запрещались официальной Церковью); вторая же, на мой взгляд, не лишена здравого смысла.

Первая – это телесное самонаказание. Наказание себя за свои грехи. Что Церковь, конечно же одобрить не может, ибо это нарушает стандартную церковную процедуру исповеди, отпущения грехов и епитимьи. А церковный кодекс канонического права не предусматривает и, насколько мне известно, никогда не предусматривал самобичевание (или бичевание) в качестве дозволенного вида епитимьи. Поэтому это действительно самодеятельность. К тому же очень вредная – по вполне понятным причинам. Поэтому, конечно же, учение святого Петра Дамиана о том, что тысяча ударов бича при самофлагелляции заменяют прочтение десяти псалмов – это исключительно его личное мнение, к тому же, глубоко ошибочное. Даже святым, как известно, свойственно ошибаться.

Кстати, любопытно, что в течение целых семи лет – если верить легендам – самонаказанию путём самобичевания регулярно подвергал себя принц Гаутама Сиддхарха, всемирно известный как Будда. Но это так – небольшое отступление.

Со второй целью всё гораздо сложнее. И интереснее. Начать надо с того, что самобичевание активно практиковали не только уже упомянутый мной святой Пётр Дамиан, но и Святой Доминик - основатель одноимённого ордена, а также Святой Франциск Ассизский – основатель ордена францисканцев. И тысячи других епископов, священники, монахов, монахинь и особо ревностных мирян.

Дело в том, что боль от самобичевания мгновенно блокирует то, что Церковь называет плотскими искушениями («закрывает двери демонам»). В результате для человека религиозного остаются только боль и Бог, а для Сатаны и его искушений просто не остаётся места. Ни в душе, ни в сердце, ни в разуме. Причём этот духовно-целительный эффект обычно длится ещё некоторое время после самобичевания (по рекомендациям отца Хосемарии Эскривы – основателя приснопамятного Opus Dei, эффект от примерно минутного самобичевания длится примерно неделю). Поэтому совсем неудивительно, что эта «болевая практика» была широко распространена в католической церкви (и не исчезла до сих пор).

Для человека же нерелигиозного… (хотя и не для всякого, а лишь для тех пресловутых 25% «латентных тематиков»), флагелляция усиливает вовсе не религиозное чувство (которого нет) а эмоциональные и сексуальные «энергии более низкого уровня». Понятно, что мимо такого «усилителя» в XV веке пройти просто не могли. И, как это было в случае бондажа, превратили духовный усилитель в усилитель эмоциональный и сексуальный. Ничего удивительного, особенно если учесть, что и многие «святые отцы» грешили ровно тем же самым (см. мою рецензию на книгу «Ода кнуту»).

А вот на Руси всё произошло куда проще и прямолинейнее. Ибо не было в православной церкви флагелляционных духовных практик. Вериги носили, а вот самобичеванием не занимались. Поэтому тематическая флагелляция на Руси возникла путём прямого использования (точнее, эротизации) практики официальных телесных наказаний (которые в ту пору были повсеместными). Поэтому корни западной Темы – религиозные, а вот российской – чисто светские.

С остальными С/М-практиками всё более или менее понятно. Думаю, что не скажу ничего нового, если отмечу, что «вышли» они из «методов физического воздействия» на подследственных, которые в те годы были широко распространены, достаточно известны и необходимость которых не подвергалось сомнению ни палачами, ни истязуемыми. Доходило до того, что перед началом пытки палач и жертва совместно молились за успех этого «предприятия». За то, чтобы установить истину, то есть. Вот такие были времена. А «вышли» путём эротизации, конечно. Ибо принципиально тот же самый воск или иглы ничем не отличаются от флагелляции. Такое же болевое воздействие (иногда сильнее, ).

Теперь поговорим немного об исторических корнях Д/С. Точнее, о трёх его составляющих – подчинении (полной передаче контроля); поклонении «верхнему» (или «верхней») и фетишизме.

Как я уже говорил (рассказывая о корнях бондажа), полная передача контроля (отдача себя во власть другого человека) может быть очень даже эротичной и сексуально возбуждающей. Когда в XVI веке в Англии, Германии, Швейцарии и Нидерландах из разгромленных протестантами монастырей в «мирскую жизнь» хлынули тысячи монахов и монахинь, освобождённых от своих обетов (в частности, от обета помалкивать о том, что происходило за стенами монастырей), выяснилось, что «обет послушания» (полного подчинения послушника своему наставнику) очень даже «поддаётся секуляризации». Эротической секуляризации, то есть. Что и привело к довольно широкому распространению «эротических игр» в «настоятеля и послушницу» (как правило, разнополых, хотя в те годы… скажем так, и «однополая любовь» была широко распространена) – во многом прообраза нынешних Д/С отношений.

И опять Россия пошла по своему особенному пути. Ибо в Российской империи, в отличие от Западной Европы существовало вполне себе конкретное рабство (если называть вещи своими именами, а не пытаться стыдливо прикрываться термином-обманкой «крепостное право»). Так что за наглядным примером отношений «хозяин/раб» далеко ходить было не нужно – всё перед глазами. И тоже прекрасно эротизируемо.

Поклонение «верхнему». Точнее, культ верхнего (или верхней). Если внимательно посмотреть, вполне себе языческий культ (Ваала или Астарты – во многих их проявлениях). Это, пожалуй, один из двух случаев (второй - фетишизм), когда к христианским корням БДСМ добавляются корни языческие (как известно, эпоха Возрождения была возрождением, в первую очередь, именно язычества). А если говорить о корнях христианских, то, конечно же, в поклонении святым (протестанты не сильно грешили против истины, когда утверждали, что в католичестве и особенно в православии, культ святых зашёл так далеко, что превратился практически в культ языческий). Даже сейчас (например, в Мексике) одно от другого отличить крайне затруднительно.

Фетиш (поклонение вещам Хозяина) – такая же языческая практика (да и вообще, если отвлечься от «исторических изысканий», практически любой тематический сеанс, особенно Д/С – типичнейшая языческая мистерия). Хотя надо отметить, и в христианстве (католичестве и православии) поклонения «вещам» хватало. Иконы, Святые дары, статуи святых. И снова легко эротизируемо. Легко и просто.

Как, впрочем, и любой шаг вниз.

masteratpeace
Сообщения: 382
Зарегистрирован: 07 фев 2010, 19:08
Пол: Мужской
Ориентация: Гетeро
Д/C-ориентация: Доминант
БД-ориентация: Топ
Город: москва
Откуда: москва

Re: Об исторических корнях БДСМ (часть 2)

Сообщение masteratpeace » 08 фев 2010, 11:07

Незнание не избавляет от ответственности.
А продажа искаженного знания под именем "экспертизы", по-моему, есть прямое, простите, безобразие.
Очевидно, что Вы, коллега, как-то упустили и китайскую традицию (века так со второго ДО), к которой восходят традиции и японская, и корейская; и традицию индуистскую (как будто там кроме Кама Сутры и традиции тантры, чудовищно поздней, ничего не водилось - посмотрите хотя бы в Махабхарате и Рамаяне, и там и там есть забавности), да и в европейской поздней античности (даже у Лонга, Апулея и Петрония есть прямые отсылки, не говоря о памфлетах, или истоиках типа того же Светония) хватает отсылок к таким практикам и отношениям.
Не говоря об этологии гоминид, прямо исходящей из НОРМАЛЬНОСТИ Дс отношений, и ненормальности отношений иных.
Если же говорить о религиозных флагеллянтах, напомню о шиитах и праздновании ими Шахсей-Вахсей, документированного веке в десятом.
Мы не ищем легких путей. Нам лень

velad
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26 мар 2010, 19:31
Пол: Мужской
Ориентация: Гетeро
Город: москва

Re: Об исторических корнях БДСМ (часть 2)

Сообщение velad » 26 мар 2010, 19:46

:)


Вернуться в «Протоколы, Кодексы и другие Тематические документы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей

Двойное Дно : Disclaimer