Артерапия или немного о прекрастном

Отношения основанные на передачи власти от сабмиссива Доминанту и соблюдении принципов SSC
Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Артерапия или немного о прекрастном

Сообщение Дядюшка_Шу » 20 янв 2011, 01:01

Методы арт терапии являются относительно новыми в психотерапии. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты в этой области считают такое определение слишком широким и неточным. Эффективность применения методов арт терапии в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне.

Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал терапию искусством в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается терапией искусством (Garai, 1978).
Традиционно сложилось так, что специалисты, занимающиеся терапией искусством, не имели самостоятельного статуса и использовались в качестве помощников психиатров и психологов в тех случаях, когда рисунки, картины детей и взрослых пациентов стационаров могли оказать помощь в установлении диагноза и для самой терапии. Как мы увидим, такое использование материала художественного творчества значительно отличается от использования проективных тестов типа теста Роршаха или тематического апперцептивного теста (ТАТ).

В настоящее время за психотерапевтами, применяющими методы арт терапии, признан статус самостоятельных практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения. Следует отметить, что в рамках данного подхода развиваются два направления. Сторонники одного направления, представляемые Эдит Крамер (Kramer, 1958, 1978) и другими специалистами в области профессиональной и восстановительной терапии, рассматривают искусство как самодостаточное лечебное средство. Эти терапевты подчеркивают значение искусства в противовес собственно терапии и исключают из лечебной практики те приемы, в которых творческий процесс не является ведущей целью. Они не рассматривают терапию искусством в качестве заменителя психотерапии. Сторонники другого направления, представителем которого является Маргарет Наумбург, преуменьшают чисто художественные цели в пользу терапевтических. Они имеют основательную клиническую подготовку и провозглашают, что со временем методы арт терапии могут стать как независимым терапевтическим приемом, так и вспомогательным средством для традиционных подходов. Однако, несмотря на существующие различия, оба направления рассматривают изобразительное искусство как средство, которое помогает интеграции и реинтеграции функционирующей личности (Ulman, 1975).

Анализ современных исследовании по терапии искусством позволяет усматривать доказательства полезности этого метода для лечебных целей (McNiff, 1976) в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

5) помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

6) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;

7) развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;

8) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Суммируя эти данные исследований эффективности терапии искусством, необходимо подчеркнуть, что использование художественных приемов в процессе проведения группы также позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Проблемы терапии искусством (арттерапии)

Исторически сложилось так, что терапия искусством представляла собой альтернативный вариант работы с тяжелобольными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом было затруднено. Необходимо отметить, что при проведении групп другого типа также можно извлечь пользу из терапевтического использования изобразительного материала. Например, многие упражнения из области терапии искусством могут помочь руководителям различных психокоррекционных групп ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербализированных участников. Упражнения из области терапии искусством могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с женщинами, имеющими излишний вес, для уменьшения их изолированности путем организации взаимодействия во время творческой работы (Kwiatkowska, 1978).

Наиболее частым противопоказанием к использованию терапии искусством при работе с больными людьми с хрупкой психикой является отсутствие у руководителя опыта (Betensky, 1973). Творческое самовыражение в терапии искусством и танцевальной терапии потенциально может вызывать у членов группы сильные чувства, приводить к высвобождению опасных эмоциональных импульсов. При отсутствии твердого и разумного руководства некоторые члены группы могут быть травмированы подобными чувствами. Более того, пациент-психотик, который всегда готов вернуться к своему раннему травматическому опыту, зачастую проявляющемуся в символической форме в процессе художественного творчества, может оказаться неспособным интегрировать или понять свои подсознательные переживания (Champernowne, 1970-1971). В группах студентов колледжей этот вопрос не настолько важен. Но для того, чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер, оно должно быть частью продуманной программы или более широкой групповой цели, и, кроме того, в группе всегда должна быть возможность вербального завершения невербальной творческой деятельности.

Ограничения использования искусства в терапевтических целях вызваны трудностью распознания того, какой аспект этого метода ответствен за любое из происходящих изменений. Это один из основных спорных моментов между психодинамическим, гуманистическим и деятельностным подходами. Ответственность может лежать и на процессе рисования, и на конечном продукте творчества, и на взаимоотношениях между терапевтом и пациентом. Проведенные исследования не дают однозначного ответа на данный вопрос.

Недостатком терапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению при помощи искусства.
На протяжении последнего десятилетия терапия искусством в значительной степени начала приобретать профессиональный характер, что проявляется в возникновении подготовительных программ и в попытках четкого определения этого подхода. Терапевты, занимающиеся терапией искусством, пытаются преодолеть рамки традиционного психоаналитического подхода. В групповом контексте цели терапии искусством могут быть значительно шире, чем помощь в преодолении неврозов совместно с другими лечебными мероприятиями. Есть доказательства, что использование художественного творчества для выражения чувств и мыслей может оказывать существенную помощь в выработке адекватного поведения и повышении самооценки (Isaacs, 1977). Также есть свидетельства, что искусство имеет и образовательную ценность при развитии когнитивных и творческих умений (Silver, 1978).
Последний раз редактировалось Дядюшка_Шу 20 янв 2011, 01:17, всего редактировалось 2 раза.
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)

Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Re: Артерапия или немного о прекрастном

Сообщение Дядюшка_Шу » 20 янв 2011, 01:11

Это на 80-й год. После идет большая дырка и в России опять подошли вплотную к артерапии после 2000 года. Было проработаны новые методики основываясь на западном опыте, как по работе с неустойчивой психикой, и с очень ранимыми творческими натурами.
Начали применяться песочная терапия, она дает возможность как раз работать с тонкими художественными натурами. Игровая.
Есть методики получения ресурса поддержки самого себя и помощи себе. Особенно это важно для самого психолога.
Так как психологи тоже люди и у них возникают проблемы, а это проблемы могут повлиять на работу с пациентом
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)

Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Re: Артерапия или немного о прекрастном

Сообщение Дядюшка_Шу » 20 янв 2011, 10:49

Мне лично нравится методика "sand-play" это работа с песком и сказка-терапия

Немного о этих методиках.

Все мы в детстве любили возится в песочнице. Строили замки, играли в них солдатиками, войны...Словом проживали мини-жизнь. И какой ребенок не расстраивался до слез, когда все это рушилось...
Неизбежно, наступает в нашей реальной жизни момент, когда кажется все рушится. Гармония внутреннего мира нарушена, недовольство собой и окружающими, событиями и обстоятельствами...К хорошему это, как вы знаете, не приводит.
Поэтому стоит обратить внимание на данную психотерапию. Суть ее в том, что мы возвращаемся в детство. У нас есть возможность разыграть ситуацию реальности на песке. Тем самым можно все увидеть со стороны. Песочная терапия создает ощущение, что вы владыка, бог над этим маленьким мирком...Таким образом проявляется подсознание, и психолог (или даже вы сами) можете понять, что же происходит в вашей внутренней и внешней жизни.

Юнг доказал, что песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей и взрослых. Он основывался на том, что игра в песочнице подсознательно возвращает детское чувство беззаботности, легкости.

При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70 х 60 х 15); наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира. И предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его.

Из работы с взрослыми людьми можно привести пример женщины, которая пришла за помощью и решила свои проблемы за один сеанс песочной терапии. Женщина просила помочь ей разобраться в отношениях с мужчинами, «женихов много, а замуж никто не берет. У подруг семьи, а я одна.»

Построив свой мир, в котором был и уютный дом, и красивый лес и фигурки, которые символизировали подруг, женщина вдруг неожиданно сказала «я сама не пускаю мужчину в свою жизнь». Клиентка поняла, что даже в песочном мире не нашлось место мужчине.

Песок нередко действует на детей и взрослых как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации.
В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

* развить более позитивную Я-концепцию;
* стать более ответственным в своих действиях и поступках;
* выработать большую способность к самопринятию;
* в большей степени полагаться на самого себя;
* овладеть чувством контроля;
* развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
* развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)

Аватара пользователя
Дядюшка_Шу
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 10 дек 2009, 01:48
Пол: Мужской
Д/C-ориентация: Доминант
С/М-ориентация: Не интересуюсь
БД-ориентация: Топ
Город: Южно-Сахалинск
Откуда: Южно-Сахалинск
Поблагодарили: 8 раз
Контактная информация:

Re: Артерапия или немного о прекрастном

Сообщение Дядюшка_Шу » 20 янв 2011, 10:53

Стоит только сказать «Жили-были» или «В некотором царстве – в некотором государстве», как уже ясно, что начинается сказка.

А что такого в этих простеньких словах? – В них заключена таинственная формула, безотказно формирующая пространственный интерес на протяжении тысячелетий, задолго до появления модного ныне нейро-лингвистического программирования. И вряд ли случайность, что одна из самых первых книг родоначальников НЛП называется вовсе по-сказочному: «Из лягушек в принцы»!

Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.

Простой пример: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая…» Почему-то ни слова о том, как ее поливали, пололи и т.д. Знаете, почему? Эта репка САМА ВЫРОСЛА. И сказка говорит о том, что стоит лишь начать дело, как оно пойдет, и удача непременно улыбнется! – На казенном языке это называлось бы стимулированием труда методом моделирования причинно-следственных связей.
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец! Слушатель всегда сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, отзываясь на них душой. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Причем происходит все легко и просто, можно сказать – играючи. Вы скажете: «Зачем же в таком случае нужен психолог, раз сказка все делает сама?» Ну, например, чтобы задавать вопросы, ответы на которые человек «достает из себя», – потому что их каждый знает сам, только не знает о том, что знает. Психолога, видимо, можно сравнить с живым инструментом, который может сориентировать, показать направление, но не стоит требовать, чтобы он прошел Ваш путь за Вас.
Кое-кто, правда, считает, что сказка уместна в детстве и только. Но в каждом из нас с младых ногтей до самого почтенного возраста уживаются внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Представьте себе, что они живут в уютном домике, занимая по квартирке, ходят друг к другу в гости, дружат, спорят, ссорятся…

Например, Вы случайно слышите обрывок разговора прохожих – взрослого и малыша, в котором старший собеседник старательно сюсюкает. Это значит, его внутреннее «Я – ребенок» заперлось у себя наглухо, захлопнув окна, задернув шторы, не отзываясь на звонки…

Если Вам это сюсюканье режет слух – значит, Ваш собственный внутренний ребенок не собирается стать отшельником, если наоборот – пора подбирать ключи, чтобы вызволять его, пока не задохнулся без света и воздуха.

И это сигнал о душевной травме, случившейся в детстве. Вот здесь-то и пригодится сказкотерапия – волшебная тропинка в прожитое детство – чтобы отыскать в нем приобретенную проблему и разрешить – тоже через сказку. Она умещает в себе всю технологическую «кухню», от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. К тому же органично синтезируется с другими методами психотерапии, применима в индивидуальной и групповой практике, подходит для любого возраста.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в познании себя, во взаимопонимании с окружающими.
Предложите ребенку, которому не даются уравнения, представить, что он – принц, отыскивающий меч-кладенец или украденную драконом принцессу в заколдованном замке, и должен выбирать среди множества дверей единственно нужную, а потом еще и еще раз, пока не доберется до заветной цели.
Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями… Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе!
Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Бусон (с)


Вернуться в «Психологические аспекты БДСМ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

Двойное Дно : Disclaimer