Цитатник (из сети)
Добавлено: 03 дек 2013, 01:43
"Посреди бесцветного картофельного поля жидким балтийским деньком меня одолела еретическая мысль о бессмысленности моего дела.
Первый школьный опыт оказался для меня последним: я разочаровался в самой профессии, которая должна оправдывать одно поколение в глазах другого, но не справлялась с этим. Столкнувшись с сопротивлением среды, я пришел к выводу, что насильно мил не будешь, а любви и наставники не нужны. Кто, спрашивается, научил нас играть в тот же футбол? То-то.
– Педагогический опыт, – решил я, придя в отчаяние, – разложим на серию воспитательных импульсов: сказать, научить, предостеречь, поймать, наказать и сесть в лужу.
При всем этом я, конечно, не стану утверждать, будто знания вообще не передаются. Как доказал муравей, научить можно и стрекозу. Но даосская мораль этой изуверской басни гласит: успешнее всего те учителя, что, как времена года, достигают своего, ничего не делая. Вопрос в том, как этого добиться, не добив стрекозу?
По-моему, лучше всего учат не столько словом, сколько делом, жестом, еще лучше – самим присутствием. Высокий авторитет нельзя навязать, он должен быть очевидным, как отбрасываемая им тень, которая не давит, а защищает, но только тогда, когда мы в ней нуждаемся. Отсюда, боюсь, легко сделать вывод, что лучший в мире учитель – телеграфный столб. Подавая пример несгибаемости, он учит только тех, кто сам на него натыкается." (с) Александр Генис
Первый школьный опыт оказался для меня последним: я разочаровался в самой профессии, которая должна оправдывать одно поколение в глазах другого, но не справлялась с этим. Столкнувшись с сопротивлением среды, я пришел к выводу, что насильно мил не будешь, а любви и наставники не нужны. Кто, спрашивается, научил нас играть в тот же футбол? То-то.
– Педагогический опыт, – решил я, придя в отчаяние, – разложим на серию воспитательных импульсов: сказать, научить, предостеречь, поймать, наказать и сесть в лужу.
При всем этом я, конечно, не стану утверждать, будто знания вообще не передаются. Как доказал муравей, научить можно и стрекозу. Но даосская мораль этой изуверской басни гласит: успешнее всего те учителя, что, как времена года, достигают своего, ничего не делая. Вопрос в том, как этого добиться, не добив стрекозу?
По-моему, лучше всего учат не столько словом, сколько делом, жестом, еще лучше – самим присутствием. Высокий авторитет нельзя навязать, он должен быть очевидным, как отбрасываемая им тень, которая не давит, а защищает, но только тогда, когда мы в ней нуждаемся. Отсюда, боюсь, легко сделать вывод, что лучший в мире учитель – телеграфный столб. Подавая пример несгибаемости, он учит только тех, кто сам на него натыкается." (с) Александр Генис